Фрикционные пакеты, установленные на планетарные редукторы в АКПП или вариаторе, играют важную роль. Благодаря им происходит плавное включение необходимой передачи или переключение режима работы коробки. Смыкаясь или размыкаясь фрикционы позволяют планетарному редуктору задействовать необходимые его части и тем самым варьировать передаточное отношение и величину передаваемого крутящего момента, а также менять направление вращения ведомого вала. При переключении передач, диски перед блокировкой кратковременно проскальзывают относительно друг друга. Проскальзывание необходимо для плавности включения передач. Однако при неисправностях АКПП, в первую очередь выходе из строя гидроблока и других компонентов гидросистемы, смыкание фрикционов может происходить несвоевременно. Тогда фаза проскальзывания может затягиваться и фрикционы начинают перегреваться и интенсивно изнашиваться. В этом случае водитель может ощущать пробуксовки при переключении передач. Аналогично на фрикционы воздействует недостаточный уровень масла и его загрязнение продуктами износа. Фрикционные диски в процессе работы нуждаются в качественной смазке и охлаждении. Масло, выработавшее свой ресурс, не способно обеспечить нужное охлаждение и смазку, что также приводит к выходу фрикционов из строя. Если уровень масла в АКПП ниже допустимого, трение фрикционов усиливается, возникает перегрев, а потом сгорание фрикционных накладок и стальных дисков. Преждевременное и резкое смыкание, обусловленное неправильной подачей давления масла, тоже не добавляет фрикционным пакетам ресурса. При этом водитель будет чувствовать удары в трансмиссии.
Пакеты фрикционов достаточно часто выходят из строя и являются виновниками многих поломок в АКПП. Как было указано выше, при выходе из строя фрикционных дисков появляются проблемы с включением той или иной передачи, сопровождающиеся рывками и ударами. Также при неисправности фрикционов будет заметна пробуксовка при переключении передач или могут возникнуть трудности с движением задним ходом. Движение автомобиля на нейтрали, сопровождающееся нарастающим гулом, выступает признаком выхода из строя фрикционов (их спеканием). Данное явление является результатом сильного перегрева. Перегрев фрикционов не сложно обнаружить на ранних стадиях. Если, при проверке масла его цвет темный, а запах отдает горелым, то с большой вероятностью можно говорить, что фрикционы сожжены.
Стоит помнить, что, как и у любой другой детали подверженной трению, у фрикционов срок службы ограничен. Если на перегрев и износ фрикционов не обращать внимания и вовремя не устранять неисправности АКПП, то фрикционы могут ломаться. В этом случае обломки фрикционов будут разнесены по всему агрегату и выведут из строя другие узлы и детали коробки.
Фрикционные диски распределены по пакетам, каждый из которых отвечает за конкретную передачу. Для определения вышедшего из строя пакета часто используют диагностические приборы, которые считывают ошибки из памяти ЭБУ. Однако наиболее точный ответ дает переборка коробки. Процедура замены фрикционов довольно трудоемка и связана с большим объемом демонтажных и монтажных работ смежных узлов и деталей АКПП. Если вы столкнулись с выходом из строя фрикционов, то переборки АКПП уже не избежать. Профилактическими мерами эту неисправность устранить невозможно. Более того, дальнейшая эксплуатация автомобиля будет чревата выходом из строя других узлов и деталей АКПП, что неизбежно сделает ремонт дороже.