Гидротрансформатор (в простонародье «бублик» или сокращенно ГТД) без преувеличения можно назвать сердцем автоматической трансмиссии. Он передает крутящий момент от двигателя к АКПП через взаимодействие вращающихся турбинных лопастей в замкнутом объеме трансмиссионной жидкости, нагнетаемой в него под давлением. Благодаря этому агрегату в автомобиле с автоматической трансмиссией отсутствует педаль сцепления.
Нарушение работоспособности или выход из строя гидротрансформатора неизбежно сказывается на комфортной эксплуатации автомобиля. При его неисправности могут ощущаться рывки при равномерном движении, страдает динамика разгона либо автомобиль вообще может утратить способность передвигаться. Часто при неисправности гидротрансформатора появляется ощущение, что к автомобилю привязан якорь. В более критических ситуациях могут быть слышны скрежет, вой, металлический стук и иные посторонние шумы, а также присутствовать вибрация. Из-за низкого уровня масла или нарушения охлаждения АКПП возможен перегрев ГТД, сопровождающийся характерным запахом расплавленной пластмассы. Также автомобиль может перестать реагировать на переключение селектора режимов АКПП и утратить способность двигаться. Указанные проблемы являются наиболее характерными признаками поломки гидротрансформатора из-за механического износа или других повреждений его деталей.
Выделяют несколько причин выхода из строя гидротрансформатора:
Неисправный гидротрансформатор помимо неудобства в езде может привести к поломке других узлов и деталей АКПП. Затягивать с его ремонтом не стоит. Чтобы демонтировать «бублик» в большинстве случаев необходим демонтаж АКПП. В силу нехитрой конструкции ремонт гидротрансформатора относительно несложный. Однако, есть один немаловажный нюанс. Корпус ГТД выполняется неразборным. В процессе ремонта он разрезается, а после замены изношенных деталей подвергается сварке и проводится проверка балансировки. Для выполнения этой процедуры требуется наличие определенного опыта у мастеров и соответствующего оборудования. При переборке гидротрансформатора его обязательно очищают от накопившихся продуктов износа и производят замену фрикционной накладки блокировки, подшипника, а также сальника. При износе или разрушении вала и лопастных турбин, гидротрансформатор ремонту не подлежит и меняется в сборе.